Православное Действие  >  Вестник Православного Действия  > Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых

 

 

Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых

 

(по книге: о. Василий Жмакин. Материалы для истории русской богословской мысли тридцатых годов текущего столетия. СПб. 1890)

  

Трое братьев князей Ширинских-Шихматовых: Алексий, Павел и Сергий, после смерти родителей стали преобразовывать жизнь свою и своих крестьян в православном духе. В частности, организовали обучение, занимались благотворительностью, а сами стали вести чрезвычайно набожный и благочестивый образ жизни. Они выписывали все православные богословские книги, выходившие в России, а затем вместе изучали их.

Однако такую благообразную картину нарушило то, что один из братьев, кн. Сергий, попал под влияние известного архимандрита Юрьевского Фотия и, покинув братьев, переселился в монастырь, где и был пострижен в начале 30-х гг. XIX века с именем Аникита.

Из переписки с кн. Сергием братья узнали, что он, вслед за архим. Фотием, не хочет принимать буквальный смысл богословских учительных и символических книг Православной Церкви, а вкладывает в них какой-то особый неочевидный смысл:

 

"Ты отрицаешься по приглашению нашему исповедать все, без изъятия, догматическое церковно-классических книг учение слово в слово и держась того смысла, который очевиден по свойству языка и по разумению всех учащих и учащихся по сим книгам",- читаем в одном из писем.

"Далее ты говоришь, что мало еще принимать слово в слово заключающееся в церковно-учебных книгах учение о вере, но и с разумением православным. Но таковых необъясненных мест, оставленных читателю самому избирать правое оных разумение, не находится вовсе в богословских наших книгах. Все в них до того истолковано, что предостаточно будет верой принимать оное слово в слово - все исчезли затруднения, все ложные понятия ниспровергнуты.

"...смысл церковно-учебных книг так ясен и прост, что еще не приходило никому в голову сказать, что они заключают в себе какое-либо важное непонимание, которое бы до того изменяло смысл, что опасно литерально исповедать оное. Такое представление что бы иное значило, как не прямую недоверчивость, как не подрывание коренного богословского учения?

"С удивлением и страхом повторяем, что [как учил архим. Фотий и подражал ему кн. Сергий] сие учение - слово в слово исповедывать - недостаточно, неправославно, без одушевления оного содержимым в уме православным разумением? Стало быть, оно есть, по такому мнению, бездушное мертвое тело, и только оживляется от тех, которые имеют силу сообщать оному душу в православном их разумении, которого, следовательно, не имеется в сем веровании, ибо вербальное оного исповедание, по мнению тому, не живо, не достаточно. Вот какое новое учение! Где же оно и кем написано? Кем сочинено, кем утверждено?

"Мы и не смеем думать, чтобы объяснениям богословским давать наше или чье-либо разумение; напротив, богословией церковной поверяем все наши о вере понятия и разумения, веруя несомненно, что они заключают в себе полное и предостаточное, в вербальном их приятии, все апостольское учение".

Письмо кн. Алексия к кн. Сергию 1829 г.

 

"Вот тебе слово в слово, что значится в чиноположении архиерейском: "Клянуся и еще Всемогущим Богом, что вся сия [церковное о вере учение], мною ныне обещаваемыя, не инако толкую во уме своем, яко провещаваю устами моими, но в той силе и разуме, яковую силу и разум написанные зде слова чтущим и слышащим являют".

 

Письмо кнн. Алексия и Павла к кн. Сергию 1830 г.