Православное Действие >  О новых ересях  >  Обращение Православного Действия 

 

 

О СЕРГИАНСТВЕ

 

Между Русской Православной Церковью Заграницей и руководством Московской Патриархии обнаруживаются три пункта противостояния: экуменизм, непризнание святости Святых Царственных мучеников и - "сергианство". Это противостояние почти утратило свое значение, поскольку православные христиане, находящиеся в юрисдикции Алексия II, давно решили для себя по крайней мере первые два вопроса.

Мы имеем ввиду то, что экуменизм повсеместно отвергается клириками и мiрянами Московской Патриархии. Такое же повсеместное почитание окружает и память Царственных мучеников. Поэтому единственным коренным пунктом расхождения остается загадочное "сергианство". Тем более, что определения сергианства нет, и одни считают его неправильным административным распоряжением митр. Сергия в 1927 г., другие - неверным учением об отношении Церкви к государству, и так далее...

Митр. Сергий (Страгородский) (1867-1944) - один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви, при жизни был почитаем как богослов и мудрый церковный деятель. Его авторитет был огромен и непоколебим. Во всяком случае, в церковной печати его было запрещено критиковать как до переворота 1917 г., так и после него. Все возражения и замечания гасились представителями той школы, к которой митр. Сергий принадлежал.

Отсюда вполне объяснимо невероятное удивление от Декларации 1927 г. Как выдающийся иерарх, богослов, ученик самого митр. Антония (Храповицкого) мог совершить такой непоследовательный шаг?

Сегодня необходимо ответить на следующий вопрос: была ли Декларация случайностью?

Прежде всего укажем, что сам митр. Сергий не признавал ничего случайного в мiре. Для него неслучайным был переворот 1917 г. и тому подобные события. Поэтому и Декларация была для него не каким-либо случайным единичным распоряжением, а неотменимым духовным актом.

Далее, коренным богословским убеждением митр. Сергия было то, что жизнь и вероучение неразрывно слиты между собой. Отсюда вытекает то, что Декларация непременно должна была иметь богословское мiровоззренческое основание.

Из трудов сщмч. Виктора Глазовского, архиеп. Феофана Полтавского, прот. Милоша Паренты, архиеп. Серафима (Соболева), иеромонаха Серафима (Роуза) и других следует, что идейным основанием сергианства является учение "нравственного монизма", которое создал митр. Антоний.

Поэтому было бы крайне непоследовательно отвергать сергианство, содержа при этом учение митр. Антония, отрицающее Жертву Христову, принесенную, в точном смысле, во Искупление падшего человечества. А ведь уже слышатся голоса, что это учение должно потихоньку оттеснить, и уже якобы оттесняет, православное учение об Искуплении и о Церкви!

Учение митр. Антония уничтожает само основание Христианства и оставляет человека совершенно беззащитным и беспомощным перед лицом мiра. В "нравственном монизме" упразднена сверхъестественная сторона нашего спасения, которая состоит в усвоении в церковных таинствах плодов Голгофской Жертвы. Таким образом, человек остается без Бога, и тогда выдающиеся иерархи предлагают ему другую опору - чисто естественную организацию, которая сама своими силами восходит к Богу.

В 1928 г. сщмч. Виктор Глазовский писал: "Декларация - это отступление от истины спасения. Это взгляд на спасение как на естественное нравственное совершенствование человека; это языческое философское учение о спасении, и для достижения такого спасения внешняя организация абсолютно необходима".

Путь митрополитов Сергия и Антония - это путь ницшеанский, "сверхчеловеческий". И он не только допускает преступление во имя Церкви, но и прямо требует его.

В философии "нравственного монизма" и в практике сергианства нравственность - то же, что единство. Чем более стираются различия между личностями, тем большее единство достигается. Такое "нравственное" совершенствование есть процесс естественный, а не моральный: чем более мы едины, тем более мы едины; и более ничего эта "нравственность" не обещает.

Из этого следует, что вершиной нравственного монизма необходимо должно быть именно преступное действие. Сергианство не то, что допускает безнравственность во имя "блага Церкви", но прямо требует деятельного нарушения заповеди ради разрушения границ личности. Ведь самое последнее, чем человек может пожертвовать,- это долг, заповедь и исполняющая их личность.

Мы имеем все составляющие того, что произошло в 1927 году: 1) "Нравственный монизм", как нехристианское философское учение; 2) поэтическое воображательное представление о Церкви, как общине единомышленников; и 3) личное преступление митр. Сергия во имя этого коллектива.

Все вместе это составляет целостную религию, включающую ложную философию, вероучение-поэзию и культ, основанный на безнравственности.

Преступление - Декларация - не должно и не может рассматриваться отдельно от того фундамента, на котором оно зиждется. Это означает, что сергианство - не только преступление 1927 г., но и ложное религиозное сознание, которое готовит Русской Церкви новые бедствия и навлекает на нее все новые наказания от Бога.

Поэтому следует рассмотреть возможность осуждения сергианства, а вместе с ним и "нравственного монизма".

Поскольку одна и та же болезнь протекает в разных формах, то от Московской Патриархии следует потребовать осуждения сергианства и родственных ему учений, вроде развиваемого проф. Московской Духовной Академии А.И. Осиповым; а от РПЦЗ - осуждения "нравственного монизма", созданного митр. Антонием.

 

"Православное действие"

(священник Стефан Красовицкий, Роман Вершилло)

 

2/15 июня 2000 г.

свт. Никифора Исповедника, Патриарха Царьградского

 

Москва, 103050, А/Я 27

Вершилло Р.А.