Православное Действие  > Против перекрещивания

 

 

 

ПРОТИВ ПЕРЕКРЕЩИВАНИЯ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

О новейших мнениях относительно таинства крещения

о. Стефан Красовицкий

О перекрещивании

Роман Вершилло

 

 

О новейших мнениях относительно таинства крещения

о. Стефан Красовицкий

 

В последнее время усилилось мнение о том, что постепенная потеря четких границ в вероучении и плюрализм мнений в католической и протестантских церквах делает устаревшей применявшуюся ранее практику приема в Православную Церковь через таинство миропомазания или даже путем причащения Святых Таин (с предварительным осуждением заблуждений данной деноминации) и диктует необходимость приема через крещение. Это мнение нашло отражение и в некоторых постановлениях и документах Русской Православной Зарубежной Церкви.

Представляется, однако, что упомянутые изменения в жизни католической и протестантских церквей не упраздняют, а делают еще более оправданной обычную для Русской Церкви практику, совершенно исключая перекрещивание. Ведь именно при единомыслии в ошибочных мнениях (что бывает при отсутствии плюрализма мнений) скорее можно ожидать, что ошибочность эта станет достоянием каждого, или почти каждого, члена данной деноминации. Как например, это имеет место у наших старообрядцев, каждый из которых знает, как главный догмат, то, что он не "никонианин". А при плюрализме этого не происходит, и давление самой формулы крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа, превалирует над разнообразием частных мнений.

Ибо крещение есть соединение не с Церковью, как ошибочно формулируют,- а Церковь сама есть как бы следствие соединения каждой отдельной личности с Личным Богом, всех во Христе родившихся.

Крещение - союз личности с Личным Богом - выглядит теперь еще знаменоснее на фоне шатких мнений, и обретает яркое сияние при утверждении личности в Православии.

 

 

О перекрещивании

Роман Вершилло

 

Главное в жизни каждого христианина - правая вера в Бога-Троицу, выражением которой является формула крещения: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сохранение неизменными установлений о крещении - первейшая забота священной церковной власти, и знак того, насколько данная поместная церковь верна слову Спасителя: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19).

Как говорит 6-е правило 7-го Вселенского Собора: "когда же будет Собор о предметах канонических и евангельских, тогда собравшиеся епископы должны прилежати и пещися о сохранении Божественных и животворящих заповедей Божиих". От Церкви требуется соблюдать евангельские постановления о крещении так, как их всегда соблюдала Вселенская Церковь. Именно соблюдать, а не изменять, уточнять или дополнять.

Невозможно не видеть, что Русская Зарубежная Церковь (РПЦЗ) вступила на путь изменения установлений Православной Церкви о таинстве крещения.

Это нашло выражение в официальном решении о том, чтобы перекрещивать всех еретиков, или так называемых "инославных". Неофициально выдвигается требование о перекрещивании обливательно крещенных.

Особенно далеко на этом пути продвинулись Канадская и Восточно-Американская епархии РПЦЗ. Известно о случаях перекрещивания в других епархиях. Эти неправославные представления о крещении приносятся и в Россию.

Перед нами два публичных заявления: Резолюция пастырского совещания западной части Канадской епархии РПЦЗ 1993 г. и книга "Новый Маргарит, или святоотеческие наставления о покаянии, говении, исповеди и христианской жизни", изданная в 1998 г. в той же епархии.

В Резолюции сказано: "Крещения в инославных "церквах" считаются РПЦЗ недействительными и поэтому всех инославных, желающих присоединиться к юрисдикции РПЦЗ, принимать только полным крещением"(выделено нами).

В подтверждение этого, пастыри Канадской епархии ссылаются на постановления Собора и Синода РПЦЗ и решения предыдущих пастырских совещаний.

Словом "резолюция" и ссылкой на "постановления" РПЦЗ о крещении пастыри западной части Канадской епархии показывают, что ими самими и Соборами РПЦЗ составлены новые, неизвестные ранее Вселенской Церкви, установления о крещении.

Ни РПЦЗ, ни иная поместная православная Церковь не имеют власти заменять своими постановлениями раз и навсегда переданные Апостолами заповеди о крещении. А эти заповеди не требуют перекрещивания всех еретиков, а только тех из них, которые не крестят во имя Троицы тремя погружениями. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать постановления Вселенских Соборов по этому вопросу.

Вселенские Соборы, следуя Апостольскому учению, многократно указывали: каких еретиков следует перекрещивать, а каких, как не чуждых Церкви, принимать через миропомазание, или через покаяние и причащение. Согласно с этим, в Русской Церкви не перекрещивали христиан западных исповеданий.

Книга "Новый Маргарит", о котором мы говорили выше, сейчас распространяется в России.

Издатели этого сборника корчемствуют истиной, примешивая к святоотеческим писаниям современные творения, содержащие неправославное учение о крещении.

Мы имеем ввиду Приложение 6-е, которое содержит статью "О таинстве крещения". В предисловии к этой статье говорится, что она представляет собой сжатое изложение писаний Святых отцов и святых канонов Церкви. А из примечания в конце книги видно, что эта статья является переводом с английского языка брошюры прот. Георгия Металлиноса "I Confess One Baptism", а иные якобы святоотеческие писания взяты из двух греческих журналов 1990 года выпуска.

Чтобы увидеть, какого рода учение предлагает "Новый Маргарит", достаточно заглянуть на с. 351: священник, кроме смертной нужды совершающий обливательное крещение, "естественно не совершает крещения, но действует нечестиво и оставляет человека некрещенным"!

Православная Церковь во все века принимала обливательное крещение, и авторы вынуждены замалчивать тот факт, что и Греческая церковь признавала обливательное крещение до 1756 г., когда, под давлением народного возмущения и турецкого правительства, Патриарх и Синод приняли неслыханное до того решение: перекрещивать крещенных обливанием.

Авторы нарушают постановление Константинопольского собора 1484 года: принимать латинян (которые крестятся троекратным обливанием) не через перекрещивание, а через миропомазание. Собор 1484 года не ввел ничего нового, а только подтвердил позицию свт. Фотия Константинопольского, патриарха Феодора Вальсамона и свт. Марка Эфесского.

Свт. Марк Эфесский пишет: "Мы оставили латинян, как еретиков, и отделились от них... И отчего же мы помазуем миром присоединяющихся от них к нам? Разумеется, оттого что они еретики. 7-ой канон 2-го Вселенского собора гласит: "Присоединяющихся к Православию, к части спасаемых из еретиков приемлем по следующему чиноположению и обычаю. ариан, македонян, савватиан и новатиан, именующих себя чистыми и лучшими, четыренадесятодневников, или тетрадитов, и аполлинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: Печать дара Духа Святаго"[1]. Как мы видим, свт. Марк Эфесский не считает нужным перекрещивать обливательно крещенных латинян.

На с. 351 "Нового Маргарита" говорится, что крещение (по-гречески baptismos) означает "погружение".

Но, согласно словарным указаниям, baptismos может означать и "омовение". Вообще говоря, у слова baptismos есть три значения: 1) "погружение", 2)"омовение", 3)"крещение, как христианское таинство". Поэтому христианам следовало бы понимать слово baptismos в христианском смысле.

На с. 353 утверждается, что совершающие обливательное крещение подлежат анафеме 7-го Вселенского Собора: "кто отвергает всякое писанное и неписанное Предание церковное, тот да будет анафема". Следовательно и авторы статьи также подлежат анафеме, поскольку отвергают постановление Собора 1484 г.

На с. 353 утверждается, что обливательное крещение "есть грех смертный", причем слова эти приписываются свт. Досифею, патриарху Иерусалимскому. Тем самым на блаженного патриарха возводится клевета. Ведь именно по совету свт. Досифея, Русская Церковь стала принимать без перекрещивания не только латинян, но и лютеран, которые также крестятся обливанием.

На с. 353 утверждается, что троекратное погружение есть догмат. Ссылка же дается на Правило 1 св. Василия Великого. Авторы совершают подлог: у св. Василия Великого ничего подобного не говорится.

На с. 355 авторы ссылаются на 7 правило 2 Вселенского собора, в котором "вместе с безумными евномианами, погружавшими лишь единожды" якобы "отвергается... обливание". Это утверждение есть подлог. Собор осудил только то, что евномиане крестили во едино погружение, а обливания не обличил: "Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и монтанистов, именуемых здесь фригами... приемлем, якоже язычников".

На с. 355-356 авторы искажают истину, давая ссылки на "Кормчую книгу" без указания, что имеется ввиду новейшая греческая редакция "Кормчей". В славянской Кормчей, переведенной с древней греческой, указанных в "Новом Маргарите" положений нет.

На с. 356 даются две цитаты из творений свт. Афанасия Великого.

Первая из этих цитат гласит: Священное Писание "требует, чтобы те, кто верует во Христа, были не облиты в крещении, а погружены". Эти слова сочинены самими авторами статьи, а отнюдь не находятся в сочинениях свт. Афанасия. Для этих слов указан фиктивный адрес: "Письмо о Соборах PG 26:689АВ". В этом месте ничего не говорится о крещении.

Вторая цитата: "тот, кто окроплен или облит, оскверняется нечестием вместо того, чтобы быть обновленным во Христе". Это, действительно, искаженные слова свт. Афанасия из Второго слова на ариан. Но искажены не только слова, но и смысл. У свт. Афанасия говорится об арианах, а они крестили тремя погружениями.

Св. отец говорит: "Ариане преподают крещение не во Отца и Сына, но в Творца и тварь, в Создателя и в произведение. Как иное есть тварь и иное Сын, так и крещение, мнимо ими преподаваемое, есть иное и не истинное, хотя наружно произносят они, по написанному, имя Отца и Сына. Не тот преподает [крещение], кто говорит только: Господи!, но кто с этим именем соединяет правую веру. Посему и Спаситель не просто заповедал крестить, но говорит прежде "научите", а потом уже крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19), чтобы от учения произошла правая вера, а с верою соединялось тайноводство крещения.

"И другие многие ереси, произнося только Имена, но мудрствуя неправо, а потому, как сказано, не имея здравой веры, бесполезной делают преподаваемую ими воду, как скудную благочестием, почему окропляемый (rantidzomenon) ими более сквернится нечестием, нежели омывается. Так и язычники, хотя произносят устами Божие имя, но обвиняются в безбожии, потому что не знают подлинно сущаго и истинного Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа"[2].

Итак, у свт. Афанасия говорится не о недостатках образа крещения: обливания, или окропления, а о недостатке веры у ариан и других еретиков. Поэтому Св. отец говорит о воде, скудной благочестием, а не о благочестии, скудном водой. Слово же "окропление" (rantismos) он использует не для того, чтобы обозначить способ крещения у ариан, которые, как мы сказали, крестили тремя погружениями.

Называя арианское погружательное "крещение" - "окроплением", свт. Афанасий сравнивает его с бесплодными иудейскими омовениями, которые, хотя повторялись многократно, не могли сделать в совести совершенными омывающихся (Евр. 9:9-10).

На с. 357 "Нового Маргарита" утверждается, что Церковь всегда смотрела на обливательно крещенных людей с сомнением, как на запечатленных неполной печатью. Это ложь. Еще свт. Киприан Карфагенский возражал тем, которые считали, что обливательно крещенные получили сокращенной и меньшей мерой дарования Святаго Духа. "Напротив,- писал свт. Киприан,- Дух Святой дается не мерой, но на каждого верующего изливается весь"[3].

Более того, Православная Церковь имеет прославленных святых, принявших обливательное крещение. Это мученики Ипатий и Феодул, Лупп, Роман-воин, Гаведдай, Акиндин, Пигасий и Анемподист и многие другие. Среди новомучеников Российских - это царица-мученица Александра и сестра ее Елизавета Феодоровна.

Итак, мы видим, что статья, написанная современными греческими авторами, не является святоотеческим учением о крещении, а противоречит ему.

В примечаниях от русских издателей говорится, что особенно подвизались о Православии в этом вопросе следующие Отцы: свт. Киприан Карфагенский, свт. Фотий, свт. Марк Эфесский, Феодор Вальсамон, свт. Досифей Иерусалимский.

Почему же издатели "Нового Маргарита" противоречат их авторитету, ведь все эти святые отцы признавали обливательное крещение действительным?

 13/26 сентября 1998 г.

 

____________________________________________

[1] св. Марк Эфесский. Окружное послание//пер. Авраама Норова. Христианское чтение. СПб.,1860. Ч. 1. С. 17

[2] св. Афанасий Великий. На ариан Слово второе//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 2. Гл. 42-43. С. 317-318

[3] св. Киприан Карфагенский. Письмо 76 ad Magnum, гл. 13; PL 3:1149B.