Православное Действие >  О новых ересях > Против модернизма  Часть I

 
 
Биографические справки:  

 

Анри Бергсон

Этьен Жильсон

архимандрит Киприан (Керн)

Лосев Алексей Федорович 

Лосский Николай Онуфриевич

Лосский Владимир Николаевич  

протопресвитер Иоанн Мейендорф

кн. Трубецкой Сергей Николаевич 

о. Павел Флоренский

Франк Семен Людвигович 

Анри Бергсон (1859-1941) - французский философ-интуитивист.

Основные труды:

"Essai sur les donnees immediates de la conscience" (1889);

"Matiere et memoire"(1896);

"Evolution creatrice" (1907);

"Les deux sources de la morale et de la religion" (1934).

Первые три из указанных книг попали в Индекс запрещенных латинской церковью книг.

 

Этьен Жильсон (1884-1978) - французский философ-неотомист, известный также как историк средневековой философии. В 1929 г. основал в Торонто Институт средневековых исследований. Во Франции руководил Etudes de philosophie medievale.

Основные труды:

"Le thomisme" (1919);

"Le philosophie du Moen Age" (1944);

"L'etre et l'essence" (1948);

"Being and some philosophers" (1949).

   

архимандрит Киприан (Керн) (1899-1960) - русский богослов-модернист. В 1921 г. окончил юридический, а затем богословский факультеты Белградского университета. Участник "Серафимовского кружка" в Белграде. В 20-х годах - преподаватель Битольской православной семинарии. В 1928-1930 гг. - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С 1936 г. профессор Православного богословского института в Париже. Занимал кафедру Пастырского богословия, затем - Литургики и Патрологии. В 1945 г. защитил докторскую диссертацию: "Антропология св. Григория Паламы".

Основные труды:

"Евхаристия" (1947);

"Антропология св. Григория Паламы" (1950).

 

Алексей Федорович Лосев (1893-1988) - русский философ-пантеист, историк античной философии. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Участник собраний на "башне" В.И. Иванова. Участник собраний Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева (1911). Участник Вольной Академии Духовной Культуры (1922), основанной Н.А. Бердяевым. Профессор МГПИ им. Ленина (с 40-х гг. до конца дней).

Основные труды:

"Философия имени" (1927);

"Диалектика мифа" (1930);

"История античной эстетики" в восьми томах (1963-1992).

 

Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965) - русский психолог и философ-интуитивист. Член кадетской партии. В 1894 г. окончил физико-математический, а в 1898 - историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. С 1916 г. - профессор СПбУ. В 1937 г. занял кафедру истории русской философии в Пражском Карловом Университете, в 1942 - профессор Братиславского университета.

Встречался с Владимиром Соловьевым. Участник собраний на "башне" В.И. Иванова. Редактор (с 1904 г.) журнала "Вопросы Жизни", основанного С. Булгаковым и Бердяевым. В начале 20-х - участник Вольной Философской Ассоциации. Осенью 1922 г. выслан на "философском пароходе" из РСФСР. За границей стал одним из организаторов "Русского Студенческого Христианского Движения" (РСХД-YMCA). Некоторое время преподавал в Православном богословском институте в Париже.

Основные труды:

"Обоснование интуитивизма" (1906);

"Мiр как органическое целое" (1917);

"Свобода воли" (1927);

"Условие абсолютного добра" (1944);

"History of Russian philosophy" (1951).

 

Владимир Николаевич Лосский (1903-1958) - русский богослов-модернист. Учился в Петроградском университете. С 1922 г. вместе с отцом Н.О. Лосским - на Западе. Учился в Праге у византолога Н.П. Кондакова. Окончил Парижский университет, в течение ряд лет слушал лекции Э. Жильсона.

С 1928 г. член Православного братства им. св. Фотия в Париже (в юрисдикции Московской Патриархии). На основании донесения В. Лосского митр. Сергий (Страгородский) анафематствовал софиологию (1935 г.).

Основатель (в 1944 г.) Французского православного института им. св. Дионисия. Читал здесь курс Догматического богословия и Церковной истории. Участник экуменического движения, член экуменического Англо-православного содружества св. Албания и св. Сергия (Великобритания).

Основные труды:

"Спор о Софии" (1936);

"Essai sur la theologie mystique de l'Eglise d'orient" (1944);

"Личность и мысль святейшего патриарха Сергия" (1947);

"Theologie dogmatique" (1964-1965).

 

протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926-1992) - русский богослов-модернист. Окончил Православный богословский институт в Париже (1949) и Парижский университет. Ученик о. Киприана (Керна). Участник "Русского Студенческого Христианского Движения". В 1958 г. защищает докторскую диссертацию в Парижском университете. С 1959 г. - профессор Свято-Владимирской семинарии (США). С 1967 - профессор Фордхемского университета. С 1984 г. - декан Свято-Владимирской семинарии. Участник экуменического движения, в течение многих лет принимал участие в работе Всемирного Совета Церквей. Основатель (вместе с о. Александром Шмеманом и архиеп. Иоанном (Шаховским) Американской автокефальной Церкви (1971). Основатель экуменического молодежного братства "Синдесмос".

Основные труды:

"Introduction a l'etude de Gregoire Palamas"(докторская диссертация) (1959);

"Byzantine theology" (1974).

 

кн. Сергей Николаевич Трубецкой (1862-1905) - русский религиозный философ. Окончил МГУ. Профессор кафедры философии Московского Университета. В 1900-1905 гг. редактор журнала "Вопросы философии и психологии". Либеральный общественный деятель, первый выборный ректор Московского Университета.

Основные труды:

"Метафизика в древней Греции" (1890);

"Учение о Логосе в его истории" (1900).

 

о. Павел Флоренский (1882-1937) - русский богослов-модернист. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1904). Занимался в студенческом обществе в Университетской секции "История религий", организованной кн. С.Н. Трубецким. Выпускник Московской Духовной Академии, доцент по кафедре истории философии в МДА, с 1912 по 1917 гг. - редактор журнала МДА "Богословский вестник". Участник собраний Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. Участник "Кружка ищущих христианского просвещения", основанного М. Новоселовым.

Основной труд:

"Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах" (1914).

 

Семен Людвигович Франк (1877-1950) - русский религиозный философ, начинавший как последователь Н. Лосского. Член кадетской партии. В 1892 г. окончил юридический факультет Московского университета. Сотрудник журнала "Вопросы Жизни" (с 1904 г.), участник сборника "Вехи"(1909). С 1911 г. преподает в СПбУ. В 1912 г крестился. В 1917 г. - профессор историко-философского факультета Саратовского университета. В 1921 г. возглавил "Академию Духовной Культуры".

Участник собраний Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. Осенью 1922 г. выслан на "философском пароходе" из РСФСР. За границей стал одним из организаторов "Русского Студенческого Христианского Движения"(РСХД-YMCA). Участник Религиозно-Философской Академии (1923 г.), в 1931 г. преподает в Берлинском университете, в 1932 г. возглавил Русский Научный институт.

Основные труды:

"Этика нигилизма. К характеристике нравственного мiровоззрения русской интеллигенции" (сборник "Вехи", 1909);

"Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания" (1915);

"Крушение кумиров"(1924);

"Смысл жизни" (1926);

"Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии" (1939).